Начался семинар с презентации проекта «Билингва. О практиках формирования двуязычия в современной городской среде» Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш», победителя конкурса Фонда президентских грантов. Как отметила руководитель проекта, кандидат филологических наук, директор гимназии им. Кузебая Герда Татьяна Волкова, проект развивается в двух направлениях – научно-методическом и образовательно-досуговом. Для родителей и педагогов организуются семинары по актуальным вопросам билингвизма, проводятся индивидуальные и групповые консультации детского психолога, логопеда, специалистов по билингвизму. С прошлого года в Ижевске стал работать образовательно-досуговый центр «Нуныкай», где дети через родную речь осваивают разные виды творчества, развивают навыки разговорной речи. Татьяна Геннадьевна презентовала также сайт Удмуртского центра билингвизма «Билингва», который обеспечивает методическое и информационное сопровождение проекта.
Специалист проекта по билингвизму, доктор педагогических наук, профессор Ирина Ворожцова рассказала участникам семинара о важности организации речевой среды в семейном общении. Логопед проекта Татьяна Кудрявцева обратила внимание участников на особенности формирования речи у дошкольников с билингвизмом. Групповую консультацию дала и психолог проекта Ольга Смирнова. Ольга Ильинична, в частности, познакомила с некоторыми фактами исследований билингвизма у детей. «Если родители ребенка говорят на разных языках, то естественно предположить, что ребенок будет усваивать одновременно два языка, – отметила психолог. – Большое количество исследований показывает, что у человека, который привык говорить на двух языках, формируется особая когнитивная способность – он может легче ориентироваться в меняющейся ситуации, быстрее принимать решения, у него развивается способность к абстрактному мышлению раньше, чем у детей-монолингвов»
В рамках семинара специалисты образовательно-досугового центра «Нуныкай» провели мастер-классы по предметным областям — музыке, игровой деятельности, развитию речи, народному танцу, театрализации и творчеству.
«Я с удовольствием привела на семинар воспитателей − слушателей курсов «Этнокультурное образование детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОСДО» − делится впечатлениями специалист Института развития образования Удмуртской Республики Роза Кузнецова. − И получила хорошие отзывы − кто-то научился новым удмуртским играм, танцам, песням − и теперь может научить детей, кому-то понравились выступления специалистов проекта. В проекте используется одна из эффективных методик – погружение в язык через разные виды деятельности. Необходимо сказать, что Институт развития образования Удмуртской Республики и Удмуртская государственная национальная гимназия им. Кузебая Герда с марта 2018 года начали сотрудничество в рамках сетевого инновационного проекта «Организация
этнокультурного образования как условие формирования этнокультурной компетентности дошкольников».
Другая участница семинара – воспитатель ДОУ № 44 г. Воткинска Галина Перевозчикова − отмечает: «Кроме того, что я веду занятия по удмуртскому языку, я еще являюсь руководителем городского отделения Совета женщин-удмурток «Удмурт нылкышно кенеш». Одна из сложных задач − это работа с родителями, приходится их убеждать в значимости родного языка. С этой точки зрения мне очень понравились рекомендации психолога Ольги Смирновой».
Многие участники семинара отметили востребованность в проведении выездных семинаров. «Осенью этого года планируется проведение ещё двух республиканских семинаров. Мы проведём их на базе Удмуртской государственной национальной гимназии им. Кузебая Герда. К сожалению, у нас пока нет возможности выехать в районы» − отметила руководитель проекта «Билингва. О практиках формирования двуязычия в современной городской среде» Татьяна Волкова.
Организаторы семинара: Всеудмуртская Ассоциация «Удмурт Кенеш», Удмуртский центр билингвизма «Билингва» и БОУ УР «Удмуртская государственная национальная гимназия им. Кузебая Герда» при поддержке Удмуртского центра билингвизма «Билингва», Министерства национальной политики УР
Информация предоставлена пресс-службой проекта «Билингва.;nbsp,О практиках формирования двуязычия в современной городской среде»